Главная > Блог > Стили дизайна Тенденции > Брутализм — честность в интерьере

Брутализм — честность в интерьере

Для меня брутализм это максимальная открытость, честность и готовность к диалогу с миром и самим собой. В этом я вижу почти неизбежное возвращение к истокам: будь то форма, функция или содержание. Эстетика стиля — это естественность, простота формы, порожденная ее функцией и материалом воплощения, нарочитая грубость поверхностей и естественный свет. Цельность простраства достигается спокойной гаммой, простотой и лаконичностью монолитных объемов. Еще одной определяющей особенностью стиля является необходимость большого пространства и ощущения «воздуха», аскетичности и незыблемости. Так словно дом стоит уже не одно десятилетие посреди каменных джунглей и способен пережить все, что угодно.

 

История стиля брутализм

Брутализм (лат. “brutus” – грубый, тяжёлый) зародился в послевоенной Великобритании изначально как архитектурный стиль, затем он массово распространился в Европе и СССР. Период 50-80-х годов XX столетия пришёлся на самый пик его популярности. Его философией стал технологический минимализм. Идейным вдохновителем стал Ле Корбюзье: именно его проекты послевоенного периода послужили отправной точкой для семейной пары английских архитекторов Элисон и Питера Смитсон, авторов школы «мисовского» типа в Ханстентоне, которая обычно считается первым бруталистским зданием.

Брутализм как направление послевоенного модернизма возник в эпоху бурного строительства многоквартирных домов и промышленных предприятий, знаменуя собой сплав культурного протеста и суровой урбанистичной необходимости. Ведь послевоенная Европа остро нуждалась в восстановлении и переделке своих городов. Железобетон подходил для этих целей идеально. Другая сторона брутализма — его антибуржуазный протест. Стиль кричал о том, что новые архитекторы не хотят мещанства и пасторальной красоты. Это было своеобразная сознательная попытка создать английский эквивалент архитектуры социалистического реализма. Несмотря на то что старшее поколение архитекторов упрекало молодое в формализме (это молодое поколение архитекторов, которое в тот момент, когда Смитсоны приняли титул «бруталисты», приближалось к 30-летнему возрасту), оно сознательно обратилось за вдохновением к великим формосозидателям своего времени — к Фрэнку Ллойду Райту и прежде всего к Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье, что не могло не отразится на чертах, которые постепенно обретал стиль.

 

Основные черты стиля

Функициональность, простота и монуметальность — это три кита, на которых зыждятся его принципы. Основным лейтмотивом звучит тяга к урбанистике без прикрас. Масштабность объемов и массивность конструкций простых форм: будь то перегородки, мебель или сам остов здания. Геометричность, как наивысшая форма рукотворности и функциональности. Поскольку стиль родился в послевоенный период, он воплотил в себе стремление к надежности и неприступности в общей тяжеловесности объемов и массивности их отдельных элементов. Для брутализма часто используемые шероховатая поверхность бетона, гладкость стекла и холод металла – способ подчеркнуть рукотворность постройки. И его массивным, громоздким формам это действительно идет. В Британии, которая ранее застраивалась кирпичом, например, бетон стал символом послевоенного времени, символом надежд на технический прогресс и лучшие изменения в обществе.

Декларативной легкости и приглаженности брутализм противопоставил мощь конструкций и объемов, смелые крупномасштабные композиционные решения. Одна из популярных тем у бруталистов, часто используемая в проектах административных и общественных зданий — это ступенчатая пирамида, перевернутая основанием вверх и приподнятая над землей на пилонах.

 

Планировочные решения

Для интерьера в брутальном стиле характерны четкие планировочные решения, строгие симметричные композиции, монументальные конструкции и максимум естественного освещения интерьера. Часто проектируют открытые планировки, стремясь благодаря этому достигнуть увеличения простора. При необходимости могут быть использованы модульность и передвижные перегородки. Лестницы в брутализме — как отдельный вид искусства. Бетонные или деревянные, бескаркасные или монолитные они лаконичны и монументальны.

Материалы и поверхности

Освещение

Здесь все просто освещение должно быть максимально естественным. Предпочтительны большие оконные проемы желательно со стелками облицованными металлическими рамами. В качестве искусственных источников желательно использовать подвесные конструкции. Основной источник света должен быть по дизайну лаконичен, геометричен, массивен и желательно выполнен из металла.

 

Брутализм: его колористическое решение

Цветовая гамма сдержанная и естественная, но не отрицает возможность присутствия в интерьере одного цвета — акцента. Чтобы комнаты в стиле брутализм не выглядели заброшенным заводом, общую серо-графитовую гамму разбавляют оттенками земли, дерева – терракотовый, охра, темно-коричневый, медный. Блеск неприемлем, исключительно матовая структура.

 

Мебель

В брутальныхинтерьерах используется лаконичная массивная мебель, тяготеющая к примитивной. Главное требование к обстановке и ее составляющим – незаметность и естественные материалы. Предметов должно быть немного – только самые необходимые и важные. Свободное пространство должно быть превалирующей нотой. Большая часть предметов встроенная и сливается со стенами. Отдельностоящие предметы имеют нарочито элементарные и грубые формы, массивные и цельные. Обивка мягкой мебели неяркая, темных тонов, а остальные предметы могут комбинировать в себе несколько фактур и материалов: бетонное основание для стола с деревянной столешницей, металлические каркасы стульев с подушками из кожи или стеклянные дверцы деревянных шкафов. Цель брутализма – по максимуму задействовать все ресурсы помещения и свести к минимуму количество деталей.

 

Особенности брутализма в СССР

Советский брутализм не всегда дословно следовал принципам и идеям мирового. Одна из главных особенностей брутализма в Союзе — частое использование в отделке не бетона или бетонной смеси в чистом виде, а других отделочных материалов, в основном каменных плит. При этом по форме и объемам такие здания во многом могут быть причислены к бруталистским. Хоть брутализм не получил широкого распространения в нашей стране, но отзвуки этого направления прослежи­ваются в ряде произведений, напри­мер в театре на Таганке в Москве по проекту архитекторов Ю.Гнедовско- го и А.Анисимова (1982 г.), жилых комплексах и административных зда­ниях в г. Иркутске, Санкт-Петербур­ге по проектам архитектора В.Пав­лова (1970—1990 гг.), в здании Па­леонтологического музея в Москве по проекту архитектора Ю.Платонова (1986 г.) и др.

 

Брутализм в современном воплощении

Кроме того из бетона вот уже несколько десятилетий продолжают делать самые разные предметы обстановки — от кофемашин и светильников до кроватей, кресел и столов. Талантливая молодежь, однако, обходится с материалом более фривольно, чем их принципиальные предшественники, что сильно расширяет возможности брутализма на сегодняшний день. За примерами далеко ходить не надо:  голландец Иван Пол предложил карамельные цветовые комбинации для бетонных смесей, а также разработал дизайн фигурной бетонной плитки. Для своей недавней инсталляции Pertified Carpets дизайнеры из студии Ossidiana смешали цветной бетон и мраморную крошку и создали монолитные предметы, в которых пастельная окраска эффектно контрастирует с грубой фактурой.

Этим летом в Музее дизайна Гента на выставке Poeme Brut были собраны авангардные предметы с брутальной поверхностью и аморфными формами. Тяжеловесные, отлитые из металла предметы Кванго Ли и  Ферриола Бабина соседствовали с табуретами из обработанного песком дерева Лизы Эртел и фантазийной керамикой Formafantasma. Тактильные свойства экспонатов кураторы воспринимают как выражение «поэзии дизайна», а эксперименты с материалами, структурой и техникой обработки противопоставляют глобализации и коммерциализации дизайна. И все это далеко не полное перечисление новой волны в брутализме..

 

Брутализм и его «настроение»

Все мы живем в бетонных коробках, и только брутализм воспринял это буквально и сделал своим достоинством — для меня эта цитата полностью отражает характер этого стиля. Сегодня брутализм воспринимается, скорее, как ретро-стиль, возвращающий нас в эпоху роскошной Америки 1970-х. Тяжелые и приземистые вещи контрастируют с мобильностью современного жителя мегаполиса. Он может быть отличной альтернативой лофту, минимализму или функционализму при работе с большими пространствами.

Подпишитесь и получайте уведомления о новых статьях

Ваши данные в сохранности

Наш Instagram

Error: Access Token is not valid or has expired. Feed will not update.
This error message is only visible to WordPress admins

There's an issue with the Instagram Access Token that you are using. Please obtain a new Access Token on the plugin's Settings page.
If you continue to have an issue with your Access Token then please see this FAQ for more information.