Главная > Блог > Стили дизайна Тенденции > Брутализм — честность в интерьере

Брутализм — честность в интерьере

Для меня брутализм это максимальная открытость, честность и готовность к диалогу с миром и самим собой. В этом я вижу почти неизбежное возвращение к истокам: будь то форма, функция или содержание. Эстетика стиля — это естественность, простота формы, порожденная ее функцией и материалом воплощения, нарочитая грубость поверхностей и естественный свет. Цельность простраства достигается спокойной гаммой, простотой и лаконичностью монолитных объемов. Еще одной определяющей особенностью стиля является необходимость большого пространства и ощущения «воздуха», аскетичности и незыблемости. Так словно дом стоит уже не одно десятилетие посреди каменных джунглей и способен пережить все, что угодно.

 

История стиля брутализм

Брутализм (лат. “brutus” – грубый, тяжёлый) зародился в послевоенной Великобритании изначально как архитектурный стиль, затем он массово распространился в Европе и СССР. Период 50-80-х годов XX столетия пришёлся на самый пик его популярности. Его философией стал технологический минимализм. Идейным вдохновителем стал Ле Корбюзье: именно его проекты послевоенного периода послужили отправной точкой для семейной пары английских архитекторов Элисон и Питера Смитсон, авторов школы «мисовского» типа в Ханстентоне, которая обычно считается первым бруталистским зданием.

Брутализм как направление послевоенного модернизма возник в эпоху бурного строительства многоквартирных домов и промышленных предприятий, знаменуя собой сплав культурного протеста и суровой урбанистичной необходимости. Ведь послевоенная Европа остро нуждалась в восстановлении и переделке своих городов. Железобетон подходил для этих целей идеально. Другая сторона брутализма — его антибуржуазный протест. Стиль кричал о том, что новые архитекторы не хотят мещанства и пасторальной красоты. Это было своеобразная сознательная попытка создать английский эквивалент архитектуры социалистического реализма. Несмотря на то что старшее поколение архитекторов упрекало молодое в формализме (это молодое поколение архитекторов, которое в тот момент, когда Смитсоны приняли титул «бруталисты», приближалось к 30-летнему возрасту), оно сознательно обратилось за вдохновением к великим формосозидателям своего времени — к Фрэнку Ллойду Райту и прежде всего к Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье, что не могло не отразится на чертах, которые постепенно обретал стиль.

 

Основные черты стиля

Функициональность, простота и монуметальность — это три кита, на которых зыждятся его принципы. Основным лейтмотивом звучит тяга к урбанистике без прикрас. Масштабность объемов и массивность конструкций простых форм: будь то перегородки, мебель или сам остов здания. Геометричность, как наивысшая форма рукотворности и функциональности. Поскольку стиль родился в послевоенный период, он воплотил в себе стремление к надежности и неприступности в общей тяжеловесности объемов и массивности их отдельных элементов. Для брутализма часто используемые шероховатая поверхность бетона, гладкость стекла и холод металла – способ подчеркнуть рукотворность постройки. И его массивным, громоздким формам это действительно идет. В Британии, которая ранее застраивалась кирпичом, например, бетон стал символом послевоенного времени, символом надежд на технический прогресс и лучшие изменения в обществе.

Декларативной легкости и приглаженности брутализм противопоставил мощь конструкций и объемов, смелые крупномасштабные композиционные решения. Одна из популярных тем у бруталистов, часто используемая в проектах административных и общественных зданий — это ступенчатая пирамида, перевернутая основанием вверх и приподнятая над землей на пилонах.

 

Планировочные решения

Для интерьера в брутальном стиле характерны четкие планировочные решения, строгие симметричные композиции, монументальные конструкции и максимум естественного освещения интерьера. Часто проектируют открытые планировки, стремясь благодаря этому достигнуть увеличения простора. При необходимости могут быть использованы модульность и передвижные перегородки. Лестницы в брутализме — как отдельный вид искусства. Бетонные или деревянные, бескаркасные или монолитные они лаконичны и монументальны.

Материалы и поверхности

Освещение

Здесь все просто освещение должно быть максимально естественным. Предпочтительны большие оконные проемы желательно со стелками облицованными металлическими рамами. В качестве искусственных источников желательно использовать подвесные конструкции. Основной источник света должен быть по дизайну лаконичен, геометричен, массивен и желательно выполнен из металла.

 

Брутализм: его колористическое решение

Цветовая гамма сдержанная и естественная, но не отрицает возможность присутствия в интерьере одного цвета — акцента. Чтобы комнаты в стиле брутализм не выглядели заброшенным заводом, общую серо-графитовую гамму разбавляют оттенками земли, дерева – терракотовый, охра, темно-коричневый, медный. Блеск неприемлем, исключительно матовая структура.

 

Мебель

В брутальныхинтерьерах используется лаконичная массивная мебель, тяготеющая к примитивной. Главное требование к обстановке и ее составляющим – незаметность и естественные материалы. Предметов должно быть немного – только самые необходимые и важные. Свободное пространство должно быть превалирующей нотой. Большая часть предметов встроенная и сливается со стенами. Отдельностоящие предметы имеют нарочито элементарные и грубые формы, массивные и цельные. Обивка мягкой мебели неяркая, темных тонов, а остальные предметы могут комбинировать в себе несколько фактур и материалов: бетонное основание для стола с деревянной столешницей, металлические каркасы стульев с подушками из кожи или стеклянные дверцы деревянных шкафов. Цель брутализма – по максимуму задействовать все ресурсы помещения и свести к минимуму количество деталей.

 

Особенности брутализма в СССР

Советский брутализм не всегда дословно следовал принципам и идеям мирового. Одна из главных особенностей брутализма в Союзе — частое использование в отделке не бетона или бетонной смеси в чистом виде, а других отделочных материалов, в основном каменных плит. При этом по форме и объемам такие здания во многом могут быть причислены к бруталистским. Хоть брутализм не получил широкого распространения в нашей стране, но отзвуки этого направления прослежи­ваются в ряде произведений, напри­мер в театре на Таганке в Москве по проекту архитекторов Ю.Гнедовско- го и А.Анисимова (1982 г.), жилых комплексах и административных зда­ниях в г. Иркутске, Санкт-Петербур­ге по проектам архитектора В.Пав­лова (1970—1990 гг.), в здании Па­леонтологического музея в Москве по проекту архитектора Ю.Платонова (1986 г.) и др.

 

Брутализм в современном воплощении

Кроме того из бетона вот уже несколько десятилетий продолжают делать самые разные предметы обстановки — от кофемашин и светильников до кроватей, кресел и столов. Талантливая молодежь, однако, обходится с материалом более фривольно, чем их принципиальные предшественники, что сильно расширяет возможности брутализма на сегодняшний день. За примерами далеко ходить не надо:  голландец Иван Пол предложил карамельные цветовые комбинации для бетонных смесей, а также разработал дизайн фигурной бетонной плитки. Для своей недавней инсталляции Pertified Carpets дизайнеры из студии Ossidiana смешали цветной бетон и мраморную крошку и создали монолитные предметы, в которых пастельная окраска эффектно контрастирует с грубой фактурой.

Этим летом в Музее дизайна Гента на выставке Poeme Brut были собраны авангардные предметы с брутальной поверхностью и аморфными формами. Тяжеловесные, отлитые из металла предметы Кванго Ли и  Ферриола Бабина соседствовали с табуретами из обработанного песком дерева Лизы Эртел и фантазийной керамикой Formafantasma. Тактильные свойства экспонатов кураторы воспринимают как выражение «поэзии дизайна», а эксперименты с материалами, структурой и техникой обработки противопоставляют глобализации и коммерциализации дизайна. И все это далеко не полное перечисление новой волны в брутализме..

 

Брутализм и его «настроение»

Все мы живем в бетонных коробках, и только брутализм воспринял это буквально и сделал своим достоинством — для меня эта цитата полностью отражает характер этого стиля. Сегодня брутализм воспринимается, скорее, как ретро-стиль, возвращающий нас в эпоху роскошной Америки 1970-х. Тяжелые и приземистые вещи контрастируют с мобильностью современного жителя мегаполиса. Он может быть отличной альтернативой лофту, минимализму или функционализму при работе с большими пространствами.